Saturday, January 20, 2007

метод сложения и метод вычитания

В нашем мире, где день ото дня множится число лиц, все более похожих друг на друга, человеку, желающему утвердиться в оригинальности своего "я" и убедить себя в его неповторимой исключительности, приходится нелегко. Существуют два метода культивирования исключительности "я": метод сложения и метод вычитания. Аньес вычитает из своего "я" всё внешнее, наносное, дабы таким путем дойти до самой своей сути (не без риска того, что в результате подобного вычитания окажется на полном нуле). Метод Лоры прямо противоположен: чтобы ее "я" стало более зримым, более ощутимым, уловимым, более объемным, она без конца прибавляет к нему все новые и новые атрибуты, стремясь отождествиться с ними (не без риска того, что под грузом прибавляемых атрибутов исчезнет сущность самого "я").

...В этом суть того странного парадокса, жертвой которого становятся все, кто культивирует "я" методом сложения: они прибавляют, дабы создать исключительное, неповторимое "я", но тотчас превращаются в пропагандистов прибавленных атрибутов и делают все, чтобы как можно большее число людей походило на них; тем самым исключительность этого "я" (такими усилиями обретенная) быстро исчезает.

Кундера, "Бессмертие"

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...