Wednesday, February 18, 2009

Ингеборг Бахман, биография / Ingeborg Bachmann (25.06.1926 – 17.10.1973), biography

Ингеборг Бахман:
"Я думаю, все книги говорят о неспособности людей понять друг друга. Всё это мнимое понимание, которое называют открытостью, вовсе таковым не является. Понимания не бывает. Открытость – это ни что иное, как недоразумение. По сути, каждый остаётся наедине со своими не поддающимися переводу мыслями и чувствами".


25 июня 1926 года - Ингеборг Бахман родилась в Клагенфурте в Каринтии (Австрия) в семье школьного учителя; она была старшей из троих детей.
Писать начала гимназисткой - тогда появились её первые стихи, пятиактная драма в стихах и первые рассказы.

С 1945 по 1950 год Бахман изучает право и философию, а затем германистику и психологию в университетах Инсбрука, Граца и Вены. В студенческие годы познакомилась с Паулем Целаном.

В 1950 году она защищает докторскую диссертацию на тему "Критическое восприятие экзистенциальной философии Мартина Хайдеггера", в которой называет идеи Хайдеггера попыткой "соблазнить немцев мыслить иррационально".

Проработав год секретарём в американской оккупационной администрации в Вене, Бахман устраивается редактором на радиостанцию "Рот-Вайс-Рот".

С 1953 года живёт в Италии и занимается исключительно писательской деятельностью.
Вошла в литературное объединение «Группа 47».

После первого участия в чтениях на конференции "Группы 47" в 1953 году Бахман получала премию писательского союза. Награда, наряду с успехом первого поэтического сборника "Отсроченное время" ("Die gestundete Zeit", 1953) позволило ей оставить работу на радио и переехать в Италию.

В 1957 [по другим данным - в 1956] году Бахман издаёт свой второй и последний сборник стихов – "Заклинание Большой Медведицы" ("Die Anrufung des GroBen Baren"). После этого она пишет исключительно прозу. Свой переход от лирики к прозе писательница объясняет так:

"Я всё ещё очень мало знаю о стихах. Но знаю, что надо подозревать. Я часто себе говорю: подозревай себя, подозревай слова, язык, углубляй своё подозрение. Чтобы в один прекрасный день возникло что-то новое. Или же пусть больше вообще ничего не возникает".

1954-1959: Пишет радиопьесы.

В 1954 году появилась радиопьеса "Цикады" ("Die Zikaden").
В 1957 году Бахман устроилась на Баварское радио в Мюнхене, где годом позже состоялась премьера ее пьесы "Добрый Бог с Манхэттена" ("Der gute Gott von Manhattan"), которая в 1959 году получила премию "Общества потерявших зрение на войне".

В 1958 году в Париже Ингеборг познакомилась с Максом Фришем. До 1963 года, пока длился роман с Фришем, она жила то в Риме, то в Цюрихе. Выйти замуж за Фриша Бахман категорически отказалась, считая, что замужество "невозможно для женщины работающей, думающей и имеющей собственные желания".
Позднее обстоятельства их связи вошли в роман Бахман «Малина» (1971), а сама писательница стала прототипом героини фришевского романа «Назову себя Гантенбайн»(1964).

В 1965 году поэтесса окончательно поселяется в Риме, где она останется до самой смерти.

Бахман:
"Признаюсь, я уже не знаю, почему живу именно здесь, ведь я пишу о Вене.
Или скажем так: когда пишу, я больше в Вене, чем здесь. Признаюсь, люди здесь не лучше, чем где-либо еще.
Но: пять минут на улице – и ты вдруг избавляешься от лёгкого безумия, от соблазна всё бросить.
Признаюсь, люди здесь чуточку красивее и чуточку приветливее. Но ты ведь знаешь, что за этим кроется. Действительно ли знаешь? Ничего ты не знаешь. Мне достаточно того, что люди приветливы.
Признаюсь, что здесь перестаёшь слишком серьёзно относиться ко многим вещам.
Признаюсь, здесь я научилась общаться с другими. Я вновь научилась этому.
Признаюсь, что, как только закрывается дверь в мою рабочую комнату, исчезают все сомнения по поводу того, что размышления – занятие для тех, кто один. Быть в одничестве – хорошо".


"Мне нужна свобода. Много свободы. Я не хочу, чтобы мне затыкали рот. Вероятно, меня можно даже назвать борцом. Но главное, я хочу иметь возможность спокойно работать. Чтобы мне не мешали. Я сейчас всё чаще посещаю родителей в Клагенфурте, хожу на прогулки. Но мне так хочется покоя, и поэтому я пытаюсь обрести укрытие в анонимности".

В 1961 году Бахман опубликовала первый сборник рассказов, "Тридцатый год" ("Das dreiBigste Jahr"). Семь новелл повествуют об индивидууме в плену семейных отношений и о вновь и вновь разбивающихся попытках человека восстать против общества, начать новую жизнь.

Последующие годы были отмечены паузой в творчестве прозаика. Бахман писала либретто для композитора Ханса Вернера Хенце ("Принц Гамбург", 1966, "Юный лорд", 1965 и другие).
В 1964 году она была удостоена премии Георга Бюхнера.

Бахман:
"Меня давно уже раздражает такая постановка вопроса [о задачах и роли художника]. По-моему, она не только принципиально ошибочна, но и свидетельствует о некоторой самонадеянности. Несмотря на то, что отдельные писатели очень интересно говорили о своих задачах, я лично не знаю, в чём они заключаются. Конечно, есть нечто, что каждый должен выяснить для себя: чем оправдывается твоя работа, чем ты её оправдываешь перед самим собой. Следует попытаться говорить не больше, чем ты можешь сказать, не заниматься какими-то внешними псевдопроблемами. Настоящие проблемы появляются совершенно иным способом, и они не подлежат дискуссиям на конференциях и конгрессах. Единственным ответом на них является работа: удачно написанное произведение".

В 1971 году Бахман публикует книгу "Малина", единственный законченный роман из задуманного ею цикла "Виды смерти". Это пример беспощадного самоанализа в литературе.

Бахман: "Где начинается фашизм? Он начинается в межчеловеческих отношениях... В этом обществе война продолжается всегда".

В конце сентября 1973 года Бахман была доставлена в больницу с сильными ожогами, которые она получила во время пожара у себя в доме. Согласно одной из версий, она заснула с сигаретой в руке. Через три недели, 17 октября 1973 года, поэтесса умерла.

источники: 1, 2, 3; редакция, фото - автор блога

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...