Wednesday, November 24, 2010

esquire: Зачем вы занимаетесь философией?

Фотограф Стив Пайк (Steve Pyke) уже четверть века делает портреты философов и задает им один и тот же вопрос: «Зачем вы занимаетесь философией?»

Сэр Карл Раймунд Поппер (Основные труды: «Логика и рост научного знания», «Нищета историцизма», «Открытое общество и его враги»)
«Я думаю, в науке — и раз уж на то пошло в философии — есть только один путь: найти проблему, увидеть ее красоту и влюбиться в нее; затем жениться на ней, жить долго и счастливо и умереть в один день — если, конечно, вы не встретите другую, еще более прекрасную проблему или, паче чаяния, не найдете решение. Но даже если вы и вправду найдете решение своей проблемы, вы обнаружите целое семейство проблем-отпрысков».

Уиллард ван Орман Куайн (Основные труды: «Математическая логика», «Методы логики», «Элементарная логика», «Философия логики»)
«Мир вокруг нас барабанит по нашим нервным окончаниям лучами света и градом молекул, вызывая в нас ощущения. Взрослея в словоохотливом обществе, мы постепенно учимся соотносить эти ощущения с определенными словами и достигаем того возраста, когда мы можем говорить об объектах внешнего мира — животных, растениях, планетах, галактиках, нервных окончаниях, лучах света и молекулах. Мы говорим также о нематериальных объектах — числах, например. Я хотел бы иметь более ясный взгляд на связи — логические и причинно-следственные — между исходными стимулами из внешнего мира, вызванными ими ощущениями и языком, который претендует на то, чтобы описывать внешний мир».

Дерек Парфит (Основные труды: «Персональная идентичность», «Нормативность», «Резоны и персоны», «О том, что имеет значение» (готовится к печати)
«Что меня интересует, так это метафизические вопросы, ответы на которые затрагивают наши эмоции. Почему существует Вселенная? Что позволяет каждому из нас считать себя одним и тем же человеком на протяжении жизни? Есть ли у нас свобода воли? Иллюзорно ли течение времени?»

Альфред Айер (Основные труды: «Язык, истина и логика», «Основания эмпирического знания», «Человек как предмет научного исследования», «Происхождение прагматизма»)
«Говорить, что авторитет — неважно, светский или религиозный — никоим образом не может обосновать нравственность, еще не значит отрицать тот очевидный факт, что он каким-то образом определяет наш выбор».

Джон Макдауэлл (Основные труды: «Сознание и мир», «Роль эвдемонии в этике Аристотеля», «Значение и интенциональность в философии позднего Витгенштейна»)
«Мне интересны эффекты той метафизической позиции, на которую мы с такой легкостью скатываемся, ее можно называть сциентизмом, или натурализмом. Я уверен, что она искажает наши представления о месте сознания в мире. Задача философии, как я ее вижу, — исправлять это искажение».

Ноам Хомски (Основные труды: «Синтаксические структуры», «Логическая структура лингвистической теории», «Картезианская лингвистика», «Необходимые иллюзии: контроль над мыслью в демократических обществах»)
«Основные вопросы философии можно, как мне кажется, продуктивно переформулировать, перезадать с позиций естественных наук, в которых сохранился импульс раннего Нового Времени. Исходно меня интересовало именно это — особенно в том, что касается языка и сознания, биологических оснований человеческого мышления и речи как способа выразить мысль».

Джон Ролз (Основные труды: «Теория справедливости», «Политический либерализм», «Право народов», «Справедливость как честность»)
«С того момента, как я тинейджером начал изучать философию, меня беспокоят вопросы морали и те религиозные и философские основания, которые позволяют нам на эти вопросы отвечать. Три года в американской армии во время Второй мировой — и меня стали волновать вопросы политики. Около 1950 года я начал писать книгу о справедливости. Со временем я ее дописал».

источник

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...