Friday, September 23, 2011

Пушкин, из Воспоминаний о 1815-1817 гг./ Pushkin, memoirs

* * *
Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее [8 января]. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и поцеловать ему руку, руку, написавшую «Водопад». Державин приехал. Он вошел в сени, и Дельвиг услышал, как он спросил у швейцара: «Где, братец, здесь нужник?» Этот прозаический вопрос разочаровал Дельвига, который отменил свое намерение и возвратился в залу. Дельвиг это рассказывал мне с удивительным простодушием и веселостию. Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвислы; портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож [Портрет маслом работы Василевского, 1815 г.]. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина [Экзамен при переходе с младшего курса на старший происходил публично 8 января 1815 г. Пушкин, по рекомендации Галича, написал для чтения на экзамене стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», где и читал его]. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом ... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, когда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять... Меня искали, но не нашли...

----
Рассказ о Державине является отрывком из сожженных Пушкиным «Записок». В 1835—1836 гг. Пушкин перебелил воспоминание о Державине и вложил листок в «Table-Talk».

* * *
1824. Ноября 19. Михайловское.

Вышед из Лицея [Выпускной акт в лицее был 9 июня 1817 г. Уехал Пушкин в Михайловское 8—10 июля, где пробыл до конца августа], я почти тотчас уехал в Псковскую деревню моей матери. Помню, как обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и проч., но все это нравилось мне недолго. Я любил и доныне люблю шум и толпу и согласен с Вольтером в том, что деревня est le premier...[Источник недописанной цитаты из Вольтера не обнаружен; она должна была, очевидно, развертываться в обычном для Вольтера смысле осуждения деревни]

* * *
Встреча с П. А. Ганнибалом

...попросил водки. Подали водку. Налив рюмку себе, велел он и мне поднести; я не поморщился — и тем, казалось, чрезвычайно одолжил старого арапа [Петр Абрамович Ганнибал (1742—1826), дядя матери Пушкина, сын «царского арапа» Абрама Петровича (Ибрагима) Ганнибала. Пушкин навестил его летом 1817 г. в его имении Петровском, расположенном около Михайловского.]. Через четверть часа он опять попросил водки и повторил это раз 5 или 6 до обеда. Принесли... кушанья поставили...

А.С.Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. Том 7.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...