Friday, March 21, 2014

Вальтер Беньямин - Берлинское детство на рубеже веков/ W. Benjamin - Berlin Childhood

Я не знал большего удовольствия, чем то, какое испытывал, просунув пальцы в самую глубину свернутой пары чулок. <…> Запустив руку в такой кошель, я захватывал “начинку”… <…> Сжав начинку в кулаке и удостоверившись, что и впрямь завладел мягкой шерстяной массой, я переходил ко второй части игры, состоявшей в раскрытии. <…> Я все больше вытаскивал “начинку” наружу, пока не случалось ошеломляющее событие: “начинка” — вот она, передо мной, а кошелька, в котором она находилась, нет! Сколько раз я ни повторял этот опыт, все было мало. Он показывал мне, что форма и содержание, покров и сокрытое суть едины. Он учил меня извлекать правду из поэзии столь же бережно, как детская ручонка вытаскивает чулок из его кошелька.

Дети знают отличительный признак этого мира, чулок, который обладает структурой сновидений, когда он, свернутый, лежит в бельевом ящике и является одновременно “мешком” и “гостинцем”. И так же, как они не могут удовлетвориться этими двумя понятиями — мешком и тем, что в нем находится, и одним махом превращают их в нечто третье — в чулок, так и Пруст не был удовлетворен, опустошив одним махом муляж, свое “я”, для того, чтобы все время вносить то третье, тот образ, который удовлетворил бы его любопытство, нет, тоску по минувшему.

…я был исковеркан своим сходством со всем, что меня окружало.

В моем сне… книги лежали в наветренном углу шкафа! В них бушевали грозовые шквалы. Раскрыв одну из них, я очутился бы в утробе, где клубились облака переменчивого пасмурного текста, готового породить цвета. Одни цвета были вялые, другие резвые, но все они неизменно сливались в фиолетовом, такого цвета бывают внутренности забитой скотины.

Небытие мира мне представилось бы ни на йоту менее достоверным, чем бытие, которое вроде как подмигивает небытию.

И когда бумага с сухим треском пропускала иголку, я иной раз, поддавшись искушению, забывал обо всем на свете и любовался хитросплетением нитей на изнанке, которое с каждым новым стежком по лицевой стороне, приближавшим меня к финалу, становилось все запутаннее.

источник

* * *
«Одиночество — это когда те, кого ты любишь, счастливы без тебя».

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...